1828 год:
В этот день в разгар Русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов началась осада турецкой крепости Анапа. Руководство войсками было поручено вице-адмиралу Алексею Грейгу. Начальство над сухопутными войсками, в экспедицию назначенными, поручено генерал-адъютанту, контр-адмиралу князю Александру Меншикову. Начальником штаба при князе Меншикове назначен был флигель-адъютант полковник Василий Перовский. Сухопутным Таманским отрядом командовал генерал-майор Николай Антропов.
События разворачивались следующим образом: со стороны моря подошла эскадра из 20 судов. Сухопутный Таманский отряд беспрепятственно приблизился к Анапе, подошли два конных и два пеших казачьих полка, предводимые войсковым атаманом Алексеем Бескровным. Парламентёры предложили туркам сдать крепость. Но последовал отказ... «С 3 мая по 12 июня Бескровный безотлучно находился при осаде крепости, заведовал передовою цепью, день и ночь лично наблюдал за производством осадных работ. Руководя осадными работами, Бескровный в то же время участвовал в сражениях с турками, делавшими вылазки из крепости и с черкесами, нападавшими на лагерь и передовую цепь…», - писали «Кубанские областные ведомости» в 1911 году (иллюстрация из книги Николая Веселовского «Военно-исторический очерк города Анапы»: эскадра адмирала А.С.Грейга перед Анапой).
За крепость Анапа 28 мая состоялся решающий бой, продолжавшийся более пяти часов, а полностью крепость взята русскими войсками была лишь 12 июня.
1839 год:
Основание Головинского укрепления (форта) в устье реки Шахе.
Десантный отряд, состоящий из 8 батальонов Навагинского и Тенгинского полков, под командованием генерала Николая Раевского и при поддержке эскадры под командованием адмирала Михаила Лазарева высадился между устьями рек Субаши и Шахе. «Я осмотрел с парохода место предстоящего десанта. Субаши есть небольшой горный ручей, впадающий в море в 700 саженей от устья довольно значительной реки Шахе. Пространство между двумя реками образует хребет, окончивающийся высокою и крутою горою, покрытою частым строевым лесом…», - отмечал Николай Раевский.
Черноморская эскадра из семи кораблей: «Силистрия», «Султан Махмуд», «Адрианополь», «Память Евстафия», «Императрица Екатерина II», «Чесма» (84 пушки), «Иоанн Златоуст», трёх фрегатов: «Агатополь» (60 пушек), «Штандарт», «Браилов» (44 пушки) и корвета «Ифегения» (22 пушки), подойдя к Субаши, «огнём артиллерии очистила берег и произвела высадку десанта. Горцы после упорного боя бежали в горы, и берег был занят нашими войсками».
В этот день на флагманском линейном корабле «Силистрия» находился художник-маринист и баталист Иван Айвазовский, приглашённый в экспедицию адмиралом Михаилом Лазаревым. Итогом пребывания художника на месте боевых действий явилась картина «Высадка отряда Н.Н.Раевского у реки Шахе и Субаши 3 мая 1839 года» (иллюстрация: картина художника Ивана Айвазовского «Высадка отряда Н.Н.Раевского у реки Шахе и Субаши 3 мая 1839 года»).
Известно о том, что на борту «Силистрии», помимо Ивана Айвазовского, были и другие исторические персоны. В частности, начальник штаба командующего Черноморского флота капитан-лейтенант Владимир Корнилов, адъютант командующего Черноморской береговой линией генерала Николая Раевского Лев Пушкин, подполковник Константин Данзас, декабрист Николай Лорер; сводным морским батальоном командовал Евфимий Путятин, а одним из флангов десантных гребных судов - капитан-лейтенант Александр Панфилов.
Закладка нового форта состоялась 12 мая в торжественной обстановке. Крепость, основанная в устье реки Шахе, получила название Головинский форт в честь Евгения Александровича Головина - командира Отдельного Кавказского корпуса.
В 1853 году, во время Крымской войны, форт был оставлен и разрушен горцами. А в марте 1864 года Даховским отрядом на месте бывшего форта организован пост Головинский.
1857 год:
Майкопский отряд, возглавляемый генерал-лейтенантом Викентием Козловским, без боя занял правый берег реки Белой и расположился лагерем. Место было признано весьма удачным для возведения крепости - наиболее высокий берег Белой, находящийся приблизительно на одинаковом расстоянии от Майкопского и Курджипского ущелий. Ранее здесь располагался Вельяминовский вагенбург.
Викентий Козловский в то время был командующим Кавказской линией. В сборнике публикаций, посвящённых истории возниконовения и развития города Майкопа, читаем о Викентии Михайловиче: «...в числе многих достоинств он обладал счастливой особенностью - умением привязать к себе своих подчинённых. Перенося все тягости походной боевой жизни, он всем служил примером необыкновенной преданности долгу. Герой во время перестрелки, он был любезным собеседником за стаканом вина... Таким образом, в его отряде все офицеры представляли как бы одну семью».
Согласно историческим документам, Викентием Козловским укрепление будет заложено 18 мая 1857 года и эта дата станет считаться днём основания Майкопа.
1858 год:
Отрядом под командованием наказного атамана Кубанского казачьего войска генерал-майора Григория Филипсона на левом берегу реки Адагум, в урочище Калабатова могила было заложено Верхнее-Адагумское оборонительное укрепление. А когда в нём разместилась штаб-квартира Крымского 73-го пехотного полка, укрепление стало называться «Крымское».
С началом строительства станицы, получившей идентичное наименование, укрепление было ликвидировано. Но ещё долгие годы в северной части станицы Крымской были видны его развалины...
1880 год:
Кубанское управление российского Красного Креста открыло курсы по подготовке сестёр милосердия. Таким образом, в городе Екатеринодаре при больнице Кубанского казачьего войска «обучение проходили две слушательницы, в остальных восьми больницах - по одной, с содержанием за войсковой счёт».
1895 год:
Газета «Кубанские областные ведомости» опубликовала сведения о табачных фабриках Екатеринодара и о положении рабочих, собранные действительным членом Кубанского областного статкомитета Петром Кирилловым. Из них следует, что табачных фабрик в городе было две: «П.И.Бедросова, на Рашпилевской улице в доме турецкоподданных братьев Азвестопуло, и И.П.Бедросова с сыновьями, на Карасунской улице, возле Нового базара.
Из общего числа 285 рабочих на обеих фабриках: взрослых 84 человека и 201 ребёнок, из которых 188 - девочки в возрасте от 10 до 16 лет. Такая большая численность девочек объясняется выгодностью найма их для хозяев».
Добавим: купцом 1-й гильдии Иваном Петровичем (Исааком Петровичем) Бедросовым табачная фабрика в городе Екатеринодаре была открыта в 1866 году. А в 1897 году учреждён торговый дом «И.П.Бедросов с сыновьями». Видимо, по этой причине, другие статистические данные, восходящие к середине и второй половине 1890-х годов, свидетельствуют о том, что в Екатеринодаре имелась только одно табачное производство.
1920 год:
В Екатеринодаре началась «Неделя транспорта». Под лозунгом «Да здравствуют здоровые паровозы, вылеченные в "Неделю транспорта"!» горожане расчищали железнодорожные и трамвайные пути, приводили в порядок вокзал и улицы города.
2 мая | События мая | 4 мая |