Календарь памятных и знаменательных дат юга России

Василий Петрович Дамаев


Василий Дамаев родился 7 апреля 1878 года в кубанской станице Отрадной. Окончив четыре класса станичной школы, вынужден был сам зарабатывать на жизнь, служа, как и отец, пастухом.

Певец Василий Дамаев в роли Садко в одноимённой опере Николая Римского-Корсакова. Фотография 1912 года

Семья Дамаевых была музыкальной: отец, мать, а затем и сыновья пели в церковном хоре. «Но щедрее всех природа одарила Василия, обладавшего чудесным тенором». Кроме того, ещё в детские годы Василий самостоятельно научился игре на скрипке. А когда ему было 16 лет, организовал любительский казачий духовный хор в родной станице Отрадной. И хор этот выезжал на гастроли в города Майкоп и Армавир. Именно во время этих выступлений Василия услышал приехавший из Москвы чиновник и уговорил серьёзно заняться музыкальным образованием... (на фотографии 1912 года: Василий Дамаев в роли Садко в одноимённой опере Николая Римского-Корсакова).

В 17 лет Василий Петрович женился на соседской девочке, вскоре появились дети. С 1895 года он со своей семьёй переехал в Майкоп. Однако, здесь учиться музыке Василий не мог: денег на профессиональное образование не имелось. Как отмечают биографы Василия Дамаева, «молодого человека поддержал московский присяжный поверенный И.Л.Гар, и благодаря его помощи Дамаев сумел уехать в Москву на учёбу». Узнав о намерении сына ехать учиться и стать профессиональным певцом, родители категорически запретили «менять божье дело на бесовское». Но Василий был непреклонен...

В 1903 году Василий Дамаев впервые побывал в Большом театре - слушал оперу «Фауст» с участием Фёдора Шаляпина. Пение и игра знаменитого актёра произвели на него потрясающее впечатление. А через несколько дней он сам потряс своим красивым голосом преподавателя вокала А.М.Успенского (у него Василий Петрович и стал впоследствии брать уроки пения; занимался также у певицы В.П.Козловой). Учёбу стал оплачивать меценат К.К.Ушков, директор филармонического училища и владелец чайной фирмы «Губкин, Кузнецов и Ко», так как денег, зарабатываемых Василием Дамаевым в Москве пением в церковным хоре, на оплату занятий у педагогов не хватало. В 1904 - 1905 годах Василий Петрович обучался в Московском музыкально-драматическом училище.

Певец Василий Дамаев в роли Андрея Морозова (опера Петра Чайковского «Опричник»). Фотография 1911 года.

С 1906 года Василий Дамаев нередко выступал в благотворительных концертах, исполняя романсы и русские народные песни. В том же году артист был принят в труппу частного оперного театра Сергея Зимина. И 31 августа 1908 года дебютировал в опере «Борис Годунов» Модеста Мусоргского в партии Самозванца. Много лет спустя Сергей Иванович Зимин писал в мемуарах: «Дамаев обладал чудным по тембру голосом… и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере "Борис Годунов" знаменитостью, о которой заговорила и вся пресса, и вся музыкальная Москва...». На фотографии 1911 года: Василий Дамаев в роли Андрея Морозова (опера Петра Чайковского «Опричник»). Ниже представлена архивная грамзапись голоса Василия Петровича Дамаева из оперы «Опричник» - «Ария Андрея»:

Вот строки из газеты «Русское слово»: «Среди исполнителей выделяется тенор Дамаев. Молодой певец показал редкий по тембру и по естественности постановки голос, блестящую дикцию». Голосом «кубанского соловья» (у Василия Дамаева был лирико-драматический тенор) восхищался и сам Фёдор Шаляпин: «За такого тенора надо ухватиться обеими руками», - заявил он. И это было начало сценической деятельности Василия Дамаева, продолжавшейся на самых престижных сценах России в течение 20 лет...

На грампластинки Василием Дамаевым было напето всего около сорока произведений, изданных фирмами «Бека», «Граммофон», «Лирофон», «Музтрест» и «Пате» на пике творческой карьеры артиста. Первая пластинка датирована 1905 годом, последняя - 1914-м. Основная часть записей сделана в период с 1910-го по 1913-й год.

Певец Василий Дамаев в роли Германа из оперы Петра Чайковского «Пиковая дама». Фотография 1915 года.

По приглашению известного театрального деятеля Сергея Дягилева в 1909-м, 1911-м и 1913 годах Василий Дамаев участвовал в зарубежных выступлениях русских артистов в Париже и Лондоне, вошедших в историю музыкального искусства под названием «Русские сезоны». В 1913 году гастролировал в Монте-Карло; в апреле того же года - играл в городе Екатеринодаре в спектаклях оперной труппы под управлением И.М.Лохвицкого-Ланского (на фотографии 1915 года: Василий Дамаев в роли Германа из оперы Петра Чайковского «Пиковая дама»).

В 1920-е годы Василий Петрович пел в московской опере «Наш театр», в театре «Аквариум» (с 1926 года возглавлял труппу театра), в «Свободной опере Зимина». С 1928-го по 1930-й год был художественным руководителем и солистом передвижной Московской областной оперы.

В последние годы жизни Василий Дамаев работал в Государственном Центральном Театральном музее имени Алексея Бахрушина. Не стало артиста 11 октября 1932 года. Василий Петрович Дамаев похоронен в Москве на Преображенском кладбище.

Репертуар певца насчитывал более 50 оперных партий, множество русских романсов и старинных народных песен... По мнению строгой критики, «Василий Дамаев обладал гибким, ровным, красивым от природы голосом мягкого тембра и необыкновенной силы, абсолютным слухом и феноменальной музыкальной памятью». Известно высказывание о Василии Петровиче знаменитой певицы Антонины Неждановой: «блестящий русский певец». Памяти Василия Дамаева на его родине в станице Отрадной открыт музей, посвящённый творчеству артиста.

На сайте «Взгляд в историю» опубликована ещё одна архивная запись голоса Василия Дамаева - «Песня Михайлы Тучи» из оперы Николая Римского-Корсакова «Псковитянка».




Вернуться к началу страницы

Вернуться на предыдущую страницу

Яндекс.Метрика